Как организовать антикоррупционную комплаенс-службу?

Весной 2023 года в Казахстане разработано и принято Типовое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в квазигосударственном секторе Казахстана. Несмотря на то, что антикоррупционные комплаенс-службы во всех компаниях и предприятиях квазигосударственного сектора были созданы и действуют, положения об их деятельности были абсолютно разные.

Принятое Типовое положение позволит решить проблему и привести не только внутренние документы, но и практическую деятельность антикоррупционных комплаенс-служб (АКС) в тысячах компаниях и предприятиях квазигосударственного сектора к единоообразию. Что определяет это типовое положение?

  1. Основные документы и политики, которые должны быть разработаны и приняты в компании для противодействия коррупции (политика противодействия коррупции в компании, инструкция по противодействию коррупции для сотрудников; политика выявления и урегулирования конфликта интересов; антикоррупционный стандарт, план мероприятий по вопросам противодействия коррупции, политику по информированию и т.д)
  2. Основные функции, которые должна выполнять антикоррупционная комплаенс-служба (реализация программы действий по предупреждению коррупции в компании, вовлечение руководителя и топ-менеджмента в этот процесс, обучение, продвижение этических норм и правил, работа и проверка контрагентов и партнеров, предупреждение конфликта интересов в компании, контроль за функционированием каналов для сообщений о фактах коррупции, корпоративного мошенничества в компании, проведение проверок, работу и защиту информаторов и т.д. )
  3. Обязанности сотрудников комплаенс-служб, а также порядок взаимодействия с подразделениями компании, вопросы подотчетности и достаточности ресурсов для осуществления деятельности комплаенс-служб.
  4. Регулярную отчетность, которую антикоррупционные комплаенс-службы представляют как внешнему регулятору – Агентству РК по противодействию коррупции (Антикор), так и внутри компании – Совету директоров или генеральному директору.

Важным аспектом типового положения для антикоррупционных комплаенс-служб является то, что оно отражает задачи для первого руководителя компаний и организаций квазигосударственного сектора по предупреждению коррупции.

Аватар пользователя

Ольга Диденко

Консультант по вопросам права, антикоррупции, магистр в сфере антикоррупции, LL.M. Окончила Международную антикоррупционную академию (IACA).
Сфера профессиональных интересов: исследования коррупции, антикоррупционное обучение, комплаенс, законодательство и международные стандарты в сфере антикоррупции.