Агентство Казахстана по противодействию коррупции разработало новый проект – типовое положение для антикоррупционных комплаенс-служб для компаний и организаций квазигосударственного сектора. Проект опубликован для обсуждения и доработки.
Напомним, что антикоррупционный комплаенс стал обязательным элементом управления всех компаний и организаций с государственным участием c 2021 года. За это время службы комплаенса созданы более, чем в 6000 предприятиях и организациях с государственным участием, по данным Агентства РК по противодействию коррупции (Антикор).
Антикор оказывает методологическую и информационную помощь комплаенс-офицерам и сотрудникам служб по внедрению антикоррупционных программ и политик, выполнению требований законодательства, обучению сотрудников, выполнению основных элементов комплаенс-функции. За время работы комплаенс-служб были выявлены основные проблемы:
- Недостаточная вовлеченность руководства компании в реализацию антикорруппционных программ
- Недостаточные ресурсы – как кадровые, так и технические и финансовые
- Недостаточная мотивированность сотрудников раскрывать информацию о фактах коррупции в компании и организации
- Антикоррупционные программы не базируются на рисках коррупции в бизнес-процессах
- Принятые в компаниях и организациях политики не пересматриваются и не обновляются
- Фиксируется очень небольшое количество, единичные буквально, сообщения о конфликтах интересов, фактах коррупции и других правонарушений в организациях и компаниях и т.д.
Поскольку все компании и организации квазигосударственного сектора имеют разный потенциал, ресурсы для создания полноценной комплаенс-службы, Антикор разработал Tиповое положение об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора.
Проект предусматривает более детальную регламентацию полномочий, функций и методов работы, а также отчетности комплаенс-службы. Кроме этого, устанавливаются требования по квалификации сотрудников комплаенс-служб, а также определенные обязательства для руководителей компаний и организаций квазигосударственного сектора по реализации антикоррупционных программ и взамиодействию комплаенс-служб с другими подразделениями компании или организации.